Первый информационный барьер был преодолен в. Информационный барьер. Группы задач, повседневно решаемые системой управления
Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. По результатам анализа информации система управления формирует необходимое воздействие на объект управления. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу и обработке информации не ниже требуемого уровня. С возрастанием количества задач, объема производства сложность управления начинает превышать возможности одного человека (руководителя). Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление академик Глушков В. М. назвал первым информационным барьером. Первый информационный барьер был преодолен введением иерархии.
С дальнейшим ростом размеров организации, возможностей управленческой группы по обработке информации становится недостаточно. Тогда возникает второй информационный барьер. Он преодолевается введением информационных систем, которые позволяют облегчить труд руководителя . Наступление второго информационного барьера можно отодвинуть, используя принцип децентрализации.
4.3. Группы задач, повседневно решаемые системой управления
Реализация иерархической системы при построении системы управления требует выработки определенных подходов к разделению функций между руководителями на иерархическом уровне. При выборе схемы системы управления конкретного объекта необходимо условиться, какие задачи на какого руководителя следует возложить. Подходы здесь могут быть разные. Опишем подход, который основан на следующих предпосылках:
В менеджменте любой объект управления имеет экономическое содержание. В нем одновременно решаются и производственные и социальные задачи, при этом оба компонента выступают в единстве.
Любой управляющий объект является развивающейся системой. В нем одновременно с текущими производственными и социально-бытовыми проблемами решаются бытовые задачи развития производства и управления условиями жизни. Социально-экономический объект своей сегодняшней деятельностью обеспечивает будущее благосостояние коллектива.
Социально-экономический объект существует и развивается, взаимодействуя с внешней средой. Из внешней среды он получает энергию, предметы труда; результаты преобразования реализуются во внешней среде. Связи с внешней средой находятся в динамике. Нужно их эффективно использовать в настоящее время и заботиться об их результативности.
Используя эти три предпосылки, можно выделить шесть групп задач, которыми ежедневно должна заниматься система управления:
Система управления должна осуществлять текущий производственный процесс, должна обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов и звеньев, участвующих в создании продукции. Эту группу называют задачами управления текущим производством.
Система управления должна заботиться о развитии производства, обновлении оборудования, технологий, о номенклатуре производимой продукции. Это задачи развития производства.
Система управления не может оставлять вне своего внимания вопросы повседневного обеспечения производства сырьем, полуфабрикатами. Она должна проявлять заботу о своевременной реализации произведенной продукции, т. е. должны решаться вопросы повседневного взаимодействия как с рынком сбыта производимых товаров и услуг, так и с рынками получаемых предметов труда. Это задачи управления текущим взаимодействием с поставщиками и заказчиками (рынком).
Обновление ассортимента, внедрение технологий требует использования новых видов сырья. Это вызывает необходимость взаимодействия с новыми поставщиками. Это задачи управления развитием связей с рынком сырья и с рынком реализации товаров.
Для людей, участвующих в производстве, должны быть созданы соответствующие условия. Это задачи управления обеспечением социально-бытовых условий труда и отдыха сотрудников.
Для людей, участвующих в производстве, должна быть перспектива большей комфортности. Это задачи развития (улучшения) условий труда и отдыха сотрудников.
Для решения шести групп задач необходима система управления предприятием. Конструкция ее должна иметь иерархическую архитектуру, в ней должно быть разумное количество уровней управления, разумный состав руководителей на каждом уровне, эффективные административные и информационные связи между руководителями различных уровней, целесообразная численность управленческого персонала. Деятельность всех сотрудников, составляющих систему управления, подчиняется общим целям предприятия. Эти элементы организационной структуры влияют на результативность управления, на расходы содержания аппарата управления, на эффективность использования кадров управления. Конструирование организационной структуры системы управления представляет собой сложную задачу, решаемую в условиях дефицита информации. Надо знать, при каких внешних условиях осуществляется производственный процесс, как часто возникает необходимость корректировки его целей, должна быть известна структура производственных подразделений, образующих объект управления, а также нужно учитывать возможность использования средств оргтехники – компьютерной базы, средств связи и отображения информации.
Каждая организация представляет собой уникальное явление, поэтому для всякого социально-экономического объекта управления может существовать своя уникальная система управления. Систему, сформированную для управления одним объектом, нельзя скопировать для руководства другим. Построение системы управления тем или иным объектом всегда является новой задачей.
Конструирование системы управления представляет собой задачу выбора параметров ее элементов и определения связей между ними. Поэтому предварительно надо знать, что представляют собой эти элементы, затем надо выбрать критерии (мерила) качества системы, после этого установить зависимость критериев от параметров элементов и, наконец, оптимизировать параметры. По этой логической схеме и построим изложение задачи выбора организационной структуры системы управления.
Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры , мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.
Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?
В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:
а) барьеры, создаваемые источником, и
б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
1. Пространственные (географические) барьеры . Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
2. Временные (исторические) барьеры . Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
3. Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
4. Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
5. Ведомственные и бюрократические барьеры . Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
6. Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
7. Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
8. Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
9. Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
10. Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
11. Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.
Понятия «документирование» методы и способы документирования.
Документирование - это фиксация информации на материальном носителе, т.е. процесс создания документа. В случае, если этот процесс регламентируется, возникают официальные документы. Поэтому в делопроизводстве термин "документирование" и определение этого понятия стандартизованы. Согласно "ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения (М., 1998. С.2)", документирование - это "запись информации на различных носителях по установленным правилам". В свою очередь, правила документирования определяются как "требования и нормы, устанавливающие порядок документирования". Правила документирования устанавливаются либо правовыми нормативными актами, либо выработаны традицией.
Документирование может осуществляться на естественном языке (в этом случае создаются текстовые документы) или на искусственных языках (документы на машинных носителях, обеспечивающие обработку информации с помощью электронно-вычислительных машин).
Запись информации на материальном носителе осуществляется с помощью специальных средств документирования, начиная от простейших (ручка, карандаш и т.п.) и заканчивая электронными средствами. В зависимости от используемых средств различаются способы документирования и типы создаваемых документов.
С помощью простых орудий создаются рукописные письменные документы, изобразительные документы и графические документы. При использовании фототехники создаются фотодокументы, кинотехники - кинодокументы. Звукозаписывающая техника позволяет создавать фоно(аудио)документы, компьютерная техника - документы на бумажном носителе, а также электронные документы.
Развитие русского письма.
2. Орфография русского письма развивалась в сторону все более последовательного применения фонематически-морфологического принципа. Принцип этот требует одинакового написания фонем, а также морфем слов, даже если произношение их изменяется в различных грамматических формах слов.
3. Применение этого орфографического принципа развивалось в русском письме за счет фонетического принципа (написание слов в соответствии с их современным произношением), преобладавшего на первых этапах бытового русского письма, а также за счет историко-традиционного принципа (написание слов в соответствии с их произношением в прошлом), господствовавшего в книжном церковнославянском письме.
4. С особенной остротой встал вопрос о выборе фонетического или фонематически-морфологического принципа (в качестве основного) к середине XVIII в. в связи с развитием выпуска книг нового гражданского содержания, набираемых новой реформированной азбукой. В защиту фонетического принципа выступил В.К. Тредиаковский, предлагавший перейти с письма «по корням» на письмо «по звонам» (т.е. в точном соответствии с произношением). Интересно отметить, что в случае последовательного проведения предложения В.К. Тредиаковского русский алфавит пришлось бы пополнить несколькими дополнительными буквами, в частности буквами для редуцированных (ослабленных, неопределенных) гласных, встречающихся в русских безударных слогах. Сторонником фонематически-морфологического принципа был в XVIII в. М.В. Ломоносов, разработавший основы современной русской орфографии.
5. В современном русском письме, в результате работ А..X. Востокова, Н.И. Греча и других филологов, фонематически-морфологический принцип является господствующим, хотя применяется он недостаточно последовательно, сочетаясь иногда с принципами фонетическим и историко-традиционным. Примером применения фонетического принципа в современном русском письме может служить правило написания приставок «раз», «без», «воз» перед глухими и звонкими согласными.
Стенография
Одновременно с появлением письменности возникла проблема ускорения записи человеческой речи, поскольку скорость произнесения слов примерно в 5-6 раз быстрее их письменного изображения. Обычным письмом можно записать 15-20 слов в минуту, тогда как живая речь может произноситься со скоростью около 100 слов в минуту и выше. Не случайно ещё в древности стали предприниматься небезуспешные попытки приблизить скорость письма к устной речи. Так возникла стенография (от греч. "stenуs" - узкий, тесный и "grapho" - пишу). В Древней Греции она была известна уже в 350 г. до Р.Х. Однако первое известное в истории применение стенографии относится к 63 г. до Р.Х., когда скоростным письмом была произведена запись речи римского сенатора Катона. Изобретателем латинского стенографического письма стал Тирон - раб знаменитого римского оратора Цицерона, исполнявший обязанности его литературного секретаря. В честь изобретателя латинская стенография получила название "тироновых нот".
На первых порах стенография была словной, т.е. каждому слову соответствовал свой знак, который нужно было запомнить. Первоначально число таких знаков составляло около 5 тыс., а в дальнейшем достигло 13 тыс., что весьма затрудняло практическое использование стенографии.
Выход был найден в изобретении в начале 17 в. буквенной системы, автором которой стал англичанин Уиллис. Именно буквенная система стенографии получила впоследствии достаточно широкое распространение во многих странах мира. На протяжении нескольких столетий было создано множество разновидностей этой системы, которые в конечном счёте сводятся к двум основным - геометрической и курсивной . В основу первой положены прямая линия, точка, круг и его части, а в основу второй - овал и части букв обыкновенного быстрого письма.
В буквенной системе стенографии каждой букве соответствует свой стенографический знак. Вместе с тем широко используются приёмы идеографического, слогового, словного и даже фразового письма. В последнем случае стенографический знак выражает часть фразы или даже целую фразу. Стенография, таким образом, по-своему отражает все основные этапы развития письма.
В России скоростное письмо было известно также достаточно давно: в Новгороде и Пскове - в 15-16 вв., в Москве - в 16 в. при первых Романовых. Однако первая оригинальная алфавитная система стенографии, построенная с учётом особенностей русского языка, появилась лишь в 1858 г. (система Иванина). Вскоре была сделана и первая публичная стенографическая запись в России - на диспуте 19 марта 1860 г. между академиком М.П.Погодиным и профессором Н.И.Костомаровым на тему о происхождении Руси. Во второй половине 19 в. стенография стала использоваться студентами, некоторыми писателями, журналистами, учёными. В частности, стенографическим способом были записаны романы Ф.М.Достоевского "Игрок", В.Крестовского "Петербургские трущобы", часть "Основ химии" Д.И.Менделеева и др. Определённый прогресс в развитии стенографии в начале 20 в. был связан с появлением и работой в России Государственной Думы. Для записи её заседаний было создано специальное стенографическое бюро, состоявшее из нескольких десятков человек.
С приходом к власти большевиков внимание к стенографии существенно усилилось, прежде всего со стороны государства. В 1925 г. была проведена Всесоюзная конференция стенографов, в 1920-е годы в СССР издавался журнал "Вопросы стенографии", тогда же были созданы Высшие государственные курсы стенографии. Впоследствии стенография преподавалась в ряде советских школ и вузов. В стране работали десятки тысяч стенографов.
За полторы сотни лет активного использования стенографии в России было издано множество книг, учебников по этой прикладной дисциплине. На материале русского языка было создано свыше ста различных вариантов стенографических систем. Все они в конечном счёте являлись разновидностями уже упоминавшихся двух основных систем, сложившихся во второй половине 19 века - геометрической и курсивной. В 1933 г. ВЦИК своим постановлением ввёл в РСФСР Государственную единую систему стенографии (ГЕСС), в основу которой была положена курсивная система Н.Н.Соколова.
Изучение стенографии весьма трудоёмко, требует постоянной практики, а работа стенографа является очень напряжённой. К тому же расшифровка текста, записанного условными символами, занимает много времени. К этому следует добавить, что стенографическая запись не в состоянии передать в точности произнесённый текст. Попытки перехода в середине 20 столетия к машинной стенографии не дали желаемых результатов. В настоящее время с развитием автоматизированных средств документирования стенография оказалась практически вытесненной из процесса создания служебных документов, хотя в ограниченных масштабах продолжает ещё кое-где использоваться.
Движение документированной информации во времени и пространстве предполагает наличие источника и приёмника. Если между ними возникает информационное напряжение, то появляется информационный (документный) поток. Однако при этом между источником и приёмником информации могут возникнуть информационные барьеры , мешающие оптимальному протеканию информационных процессов.
Что представляют собой информационные барьеры? Каким образом их можно классифицировать?
В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:
а) барьеры, создаваемые источником, и
б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.
В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:
Пространственные (географические) барьеры . Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
Временные (исторические) барьеры . Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
Ведомственные и бюрократические барьеры . Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.
Некоторые авторы особо выделяют так называемые барьеры глубины и барьеры широты 48 . Барьеры глубины связаны с недостаточными знаниями приёмника (потребителя) информации в той сфере или в том вопросе, которому посвящена документированная информация. Барьеры широты обусловлены, напротив, слишком узкой компетенцией приёмника информации, неспособного воспринимать информацию более широкого, общего характера.
Работа с документами требует не только знания информационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются с помощью компьютерной сети Интернет; языковые - в результате совершенствования системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработки и использования соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки; семантические - путём создания разного рода словарей и стандартизации ряда терминов и определений и т.д.
Вместе с тем необходимо помнить, что информационные барьеры в большинстве своём не могут быть полностью устранены или до конца преодолены, во всяком случае в обозримом будущем. Препятствием для этого служит прежде всего сам человек. Так, существуют пределы психофизических возможностей современного человека воспринимать информацию. Человек способен принимать и перерабатывать потоки информации, интенсивность которых составляет не более100 бит/с . Если же интенсивность этих потоков превышает допустимую, то пропускная способность человека снижается вплоть до полного прекращения восприятия поступающей информации 49 . Не приносят желаемых результатов для преодоления, в частности, языковых барьеров попытки использования искусственных международных языков. К настоящему времени предложено уже около 300 таких языков. Наиболее распространённый из них - "эсперанто" - является производным от английского и ряда других германских и романских языков и изобретён ещё в 1887 г. поляком Людвигом Заменгофом. Однако на этом языке, даже по самым оптимистическим подсчётам, в мире говорит не более 3 миллионов человек.
1. Семиотический барьер связан с недостаточным владением знаковой системы.
Данный вид барьера позиционируется как самый простой вид, и в применении к коммуникациям предписывает использование общеупотребительных слов без сложной терминологии или других языков. Однако в условиях трансформации российского общества наблюдается иноязычное вторжение, прежде всего, слов английского происхождения: избиратели - электорат, согласие-консенсус, городской - муниципальный, дело - бизнес, образ - имидж и т.д. Русский и иностранный аналоги сосуществуют, иностранный аналог вытесняет русский синоним. В результате меняется стиль речи и способ отражения реальности. Заимствование элементов чужой культуры существенным образом меняет жизнь человека в собственной культуре. «Великий и могучий» русский язык переживает сложные времена, что является проявлением кризиса культуры в целом. Национальная культура растворяется или утрачивает четкие очертания под воздействием различных влияний и заимствований. (Вывеска« Паркинг» как символ растерянности, деидеологизированности, потери самоидентификации русского этноса).
2. Тезаурусный барьер связан с недостаточным информационным потенциалом. (Тезаурус -совокупность всех интеллектуальных и информационных потенций человека). Сокращение тезауруса как результат проблем системы образования, редукция к технико-операциональному знанию, является еще одной причиной в полисемиотичном пространстве неоднозначной интерпретации системы ценностей, ментальных основ. «Доступность информации при отсутствии идеологических фильтров, но с сохранением коллективизма в ужесточенной форме корпоративного эгоизма, переносит столкновения социальных интересов из сферы публичных моралистских деклараций в сферу личностных диспозиций и нравственных намерений индивидов… Национальная идея, способная противостоять американоцентризму, должна содержать кодекс эпохи, созвучный с ментальными ценностями народа. Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и напористость и беззастенчивость или погружение в инфантильные фантазии. Энергетика самоутверждения разобщает людей. Иная энергетика -альтруизма, сострадания, сочувствия, становящихся действенным пониманием».
3. Контрасуггестивный барьер связан с изменением установки реципиента методами убеждения - метод интеллектуального воздействия, содержащий логическое обоснование аргументов, подтверждаемых фактами; внушения - метод воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие информации.
Безусловно, преодоление установок и стереотипов реципиента требует не только знаний коммуникативистики, но и определенного опыта, интуиции и т.д.
Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. Это утверждение справедливо к управлению объектами любой природы: социально-экономическими, техническими, биологическими и другими. В процессе управления осуществляется движение информации между объектом управления и системой управления, между отдельными частями системы, между системой и окружающей средой. По результатам анализа информации соответствующие органы управления формируют необходимые воздействия на управляемый объект. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу информации будут не ниже требуемого уровня.
Объекты, которые рассматриваются в менеджменте, имеют социально-экономическую природу. Они состоят из трудовых коллективов, они реализуют коллективный труд, требующий согласованных действий его участников. При малом числе участников производственного процесса управлять ими в состоянии один руководитель, он может один организовать их совместный труд, своевременно реагировать на нежелательные отклонения в коллективе, один в состоянии устранять возникающие конфликтные ситуации, вовремя вносить необходимые изменения в организацию труда.
С возрастанием количества людей, участвующих в решении коллективных задач, сложность управления начинает превышать возможности одного человека, один руководитель оказывается не в состоянии переработать весь объем сведений, используемых в процессе планирования, организации и выполнения коллективной работы. Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление В.М.Глушков назвал первым информационным барьером.
Барьер возник тысячелетия тому назад, еще в условиях родового общинного строя. Пока численность населения племени была невелика (рис. 2.1,а , руководить им мог один вождь. С увеличением численности информационные связи, реализуемые в производственном процессе (в охоте на диких животных), усложнились, один вождь уже не мог анализировать весь объем информации, возникали сбои в управлении. Выход был найден: племя разделили на части (рис. 2.1,б ), во главе каждой части были поставлены младшие руководители (младшие вожди, В м ), вождь всего племени В взял на себя функцию управления взаимодействием младших вождей, он заботился о согласованности действий младших руководителей. Появился промежуточный уровень управления. Такова весьма упрощенная схема возникновения иерархической системы управления.
Рис. Переход к иерархической системе управления
В объектах управления отдельные части (элементы)между собой взаимодействуют, деятельность одного элемента тем или иным образом отражается на состоянии остальных. Процесс управления направлен на обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы в процессе решения общей для объекта задачи. Обозначим через К
средние возможности одного человека по анализу информации. При желании оценить К
количественно, можно прибегнуть к такому мерилу как число элементарных арифметических или логических операций, выполняемых человеком в единицу времени. Обозначим m
масштаб объекта управления, S
- сложность управления. Возможности человека от m
не зависят, они предопределяются его природой. Значение m=m 1
, соответствующее равенству S=K
, представляет собой модель первого информационного барьера. Действительно, если m
Иерархическую схему управления можно представить в виде рис. Эта схема характеризуется количеством промежуточных уровней управления, находящихся между верховным элементом системы управления (высшим уровнем управления) и производственными подразделениями, а также числом руководителей на промежуточных уровнях (на рис. 2.2 два промежуточных уровня). Если в этом примере под производственными подразделениями понимать цеха завода, то первый уровень - это начальники цехов, второй уровень занимают заместители директора, на высшем уровне - директор завода.
Рис. Пример многоуровневой иерархической
системы управления
Примеры иерархических структур можно найти и в живой природе, и в технических, и в общественных системах. Структура центров нервной системы высших животных, включающая спинной и продолговатый мозг и кору больших полушарий с подкорковым образованиями, организованы про иерархической схеме . На каждом уровне регулируется строго определенная функция организма (дыхание, слюноотделение, движение и др.). Интеллектуальные задачи решаются на высшем уровне - на уровне коры головного мозга . Нервные центры перестраивают свои функции в случае нарушений на периферии с передачей решаемых задач с нижних уровней на верхние. В нормальном же состоянии центры обладают, по Анохину К.П., свойством автоматии , выполняя определенные специфические функции. “Высшие мозговые центры не повторяют действия низших, не берут на себя их обязанности, но включают ту или иную функцию в общую приспособительскую реакцию организма”.
Кора больших полушарий осуществляет интегрированную регуляцию разнообразных функций организма, осуществляет постоянную оценку значений внешних сигналов из внешнего мира.
Иерархическое управление можно встретить в организации технических объектов. В рассматривается пример трехуровневой системы управления газотурбинного двигателя: на 1-м уровне осуществляется управление непосредственно параметрами объекта управления - частотой вращения турбокомпрессора, значениями давления и температуры в различных сечениях двигателя; 2-й уровень решает задачи обеспечения желаемых динамических свойств системы в целом на основе соответствующего взаимодействия регуляторов 1-го уровня; высший 3-й уровень осуществляет оптимизацию показателей эффективности функционирования силовой установки - тяги, удельного расхода топлива. Каждый уровень решает свою задачу, используя информацию, получаемую от нижестоящих уровней. С повышением уровня сложность решаемой задачи возрастает.
Пример многоуровневого управления в общественных системах можно привести из области войсковых частей и подразделений. Отдельные военнослужащие группируются в отделения. отделения - во взводы, из взводов формируются роты, из них батальоны, далее полки и дивизии. Командир дивизии является верховным элементом системы управления войскового соединения. Он решает наиболее ответственные и масштабные задачи боевой подготовки и боевых действий вверенных ему частей и подразделений. На нижестоящих уровнях выполняются менее значительные функции. При нормальном ходе боевых действий вышестоящие командиры не вмешиваются в действия нижестоящих, они осуществляют общее управление боем. Но если возникает резкое ухудшение положения на одном из участков, то задачей роты начинают заниматься командиры вышестоящих уровней вплоть до командира дивизии.