Lehmann audio схема подключения. StereoHead - обзоры наушников, усилителей, звуковых карт. Причина существования Леманна
Купил простенькие уши, чтоб по ночам можно было гаматься и иногда слушать музыку, взял недорогие, но большие KOSS UR20. Подключив к ресиверу был несколько ошарашен, звук очень и очень приятный, джаз и классика просто на ура идут. По НЧ конечно сильно проигрывают затычкам Koss the plug, и ощутимо KOSS Porta Pro, которые уже какой год таскаю как портативные. Был очень удивлен после когда решил послушать Koss Porta Pro после прослушивания композиций на KOSS UR20 - с порта про как будто в уши ваты натолкали. А я ведь считал их очень «приличными» в плане звука. Хотя может это время и атмосфера их могла так попортить? Все это к чему? Да так, решил собрать усилок для ушей, Усилок будет домашний, не портативный ни разу.
Решил для начала собрать клон Lehmann Audio Black Cube Linear doctorhead.ru/catalogue/?i=523
Вот результат:
Все вместе заняло около 3 вечеров и меньше 1000 р денег.
Кому интересно добро пожаловать под кат, будет очень много фоток с подробным описанием.
Схема и конструкция
Сама схема достаточно простая: усилитель класса А, ООС выходные каскады не охвачены, ООС охвачен только ОУ. В интернете схема ищется легко.Усилитель
Питание
Размышлял как сделать печатку, нашел на каком то польском форуме сканированную печатную плату
И обвел её в любимом Sprint Layout
Вот что получилось
Правда её я чуть перерисовал, ибо нашел пару ошибок и изменил размеры под свои размеры деталей. Дальше получилось, то что в магазине фольгированный текстолит есть только размера 10х15, а плата была больше, пришлось опять перерисовать и уменьшить её общие размеры.
Изготовление печатной платы
ЛУТ или Лазерно-Утюжная Технология наше все) В качестве материала переноса давно использую глянцевые журналы, главное, чтобы на листах журнала не было много темных областей и заливок.
Распечатываем 2 стороны.
После этого самое веселое - надо как то их совместить. Я делал ЛУТ сразу с обоих сторон, приложил кусок стекстолита в листы и аккуратно их завернул, дальше утюгом хорошо прогладил сначала одну потом другую сторону. В принципе получилось неплохо, одна сторона убежала на несколько десятых миллиметра.
После проглаживания надо плату поместить в воду и размокшую бумагу очень осторожно снять, я делаю это подушечками пальцев под водой, вот так
После отмывания от бумаги получается такая плата
Внимательно её изучаем на наличие косяков, если они есть корректируем скальпелем линейкой и маркером. Если все хорошо кидаем плату в ванночку с раствором хлорного железа (рецептура приготовления есть на банке). Главное в этом деле помешивать раствор и регулярно переворачивать плату для равномерного травления.
Я по краям втыкаю зубочистки, чтобы исключить касание платы ребер ванны для травления.
После травления надо хорошо промыть плату от раствора
Тонер, с готовой платы, смывается ацетоном.
Для удобства сборки люблю наносить обозначения элементов
Дальше сверлятся все отверстия, с использованием движка с цанговым патроном
Нижнюю часть платы облудил используя оплетку с флюсом и небольшим количеством припоя.
Все следующие фотки в основном с еще не отмытой от флюса платой.
Сборка
В первую очередь собираем цепи питания, справа любимые бокорезы с победитовыми накладками.И проверяем их. Питание с первого раза не запустилось, оказалось что LM337 напрочькитайскийперепил и просто не работает. Поэтому первая проверка усилителя на кухне ночью была от 2 лабораторных источников (нижний кстати тоже самодельный).
Проверка показала, что радиатор обязателен. Плата пока выглядит так.
Взял из запасов старый радиатор от материнки насверлил
Нарезал, снял фаски
Слюда и КПТ, радиатор на месте. Схема потребляет около 150 мА по каждому плечу питания. Напомню усилитель класса А.
Трансформатор взял готовый со старого списанного венгерского усилителя.
Тестовые прослушивания делал на следующих ушах ТДС-5М и 3 пары KOSS))) все среднячок.
Корпус
Большая часть самодельных конструкций умирает так и не обретя корпус. Тут я превзошел свою лень и решился на подвиг - законченный корпус для данного усилителя. В качестве донора был взят корпус CD-ROM. Процес сверления дырок и установку стоек для платы не заснял, не было фотоаппарата под рукой. Получилась такая неказистая конструкция.Лицевая панель полный шлак, не красиво в общем.
Их старых запасов поднимаем листовой алюминий и вырезаем накладку по размеру лицевой панели CDROM
Долго не думая прикрутил эту панель двумя винтами, выбрал самые симпатичные))))
Сверлим и примеряем, уже стало лучше.
.
Покраска и оформление
Корпус решил сделать черным матовым (просто баллончик матовой черной краски остался изготовления самодельного бюджетного саба для кино).Для покраски снял все из корпуса и покрыл все краской из аэрозольного баллона, далее была скучная просушка и сборка. Лицевую панель прошкурил и обезжирив нанес ЛУТом надписи
Собранная плата в корпусе
Пришлось поменять емкости по питанию перед стабилизаторами с 4700 на 10 000 около OPA2134 c 470 на 4700 мкФ, так как был небольшой гул, который можно было услышать ночью в полной тишине. Также добавил радиаторы на интегральные стабилизаторы, так как температурный режим их в закрытом корпусе не самый лучший.
Вот такой вот симпатичный, на мой взгляд, получился усилитель
Итог
Затраты деталей суммарно не превысили 1000 р. Оригинал стоит около 40 000 р. На качество оригинала не претендую, но и не считаю что получившийся усилитель плохим. Играет он очень хорошо. Приличные уши обещали дать для сравнения. Источник Asus Xonar D1.Самое дорогое это конденсаторы.
Транзисторы подобраны по коэффициенту передачи комплиментарными парами и они одинаковы в обоих каналах. Перебрал несколько пакетов с ними в радиомагазине.
На выходе усилителя постоянное напряжение не превышает 5 мВ.
Все сопротивления подобраны с точностью менее 1% или даже лучше.
Входные конденсаторы K73-17+ слюдяные.
Регулятор громкости не самый дорогой но и не самый дешевый alpha.
Что осталось доделать:
1. Покрыть вторым слоем краски
2. Покрыть лицевую панель и корпус лаком, для защиты покрытия (лак будет только на следующей неделе).
3. Выпилить заднюю панель и поставить нормальные RCA разъемы (пока нет на это времени). Если все получится в выходные это сделаю.
4. Померить усилитель хотя бы RMAA. Осциллографом смотрел, давал прямоугольник на вход, на выходе видел точно такой же.
UPD Пункты 1,2 и 3 выполнены
Бонус
А это дочка делает тестовое прослушивание)))
Lehmann Audio Black Cube Linear USB
- Производитель Lehmanaudio Vertribes Gmbh (Герамния)
- Made in Германия
- www.lehmanaudio.com
- Входы Phones 3,5 мм, RCA, USB,
- Выходы 2 Phones 6,5 мм, RCA
- Сопротивление по входам, кОм 47
- Воспроизводимый диапазон, Гц
- — по линейному входу 10 - 35000
- — по входу USB 10 - 20000
- При неравномерности, дБ -1,5
- Искажения, % 0,001
- Отношение сигнал/шум, дБ 95
- Габариты, мм 280 х 110 х 44
- Масса, кг 1,5
- Цена, руб. 44500
Нашим постоянным читателям этот аппарат уже хорошо знаком, ведь Black Cube Linear, как и его USB-версия (именно она и фигурирует в сегодняшнем обзоре), уже участвовали в испытаниях «Салона AV». Правда, оба раза это были тесты внешних ЦАПов. А ведь на борту этого миниатюрного компонента есть не только высококлассный конвертор Burr-Brown, но и совершенная секция предварительного усиления с регулятором громкости и вполне приличный, если верить многочисленным аудиофильским отзывам, телефонный усилитель. В силу этого мы и решили уже в третий раз «предоставить трибуну» изделию компании Lehmann Audio.
Выполнено оно с типично немецким качеством - захочешь, а не подкопаешься. И крепко, и красиво, и функционально. На задней панели имеется вход USB (тип А) и четыре недешёвых золоченых гнезда RCA без каких-либо обозначений. Поясняющая этикетка находится на передней части компонента. Там же вы найдете и ДИП-переключатель, которым можно задать ещё и коэффициент усиления ступеньками в 0, +10, +20 дБ, а это сразу выдает в Black Cube Linear USB вещь студийного класса. Ведь аналоговый тракт здесь работает с сигналом более высокого напряжения, чем принято в бытовой технике. На лицевой панели ничего необычного. Ручка громкости и два гнезда для стереотелефонов, похоже, запараллеленных. В каждое можно включать как низко-, так и высокоомные модели наушников. Селектор входов не предусмотрен - аппарат автоматически переключается с аналогового источника на цифровой при появлении сигнала в последнем.
1. Audez’e LCD-2
С изодинамическими телефонами Black Cube Linear USB образует довольно певучий дуэт. Звук не ярмарочный, а упорядоченный, динамика свежая, реалистичная. И разрешающая способность на высоте. Но чем больше случаешь, тем больше кажется, что за такие деньги это не лучший усилитель. Басам чуть не хватает твёрдости, пространству - размаха. Звук неэмоционален, как будто чем-то стеснен, ограничен - от него не побегут мурашки по коже, как от у других. А переключение на вход USB окончательно убеждает, что Black Cube Linear USB - всё-таки в первую очередь хороший ЦАП. Появляется выразительность, улучшается артикуляция, намного деликатнее нюансировка. Т.е. именно то, что «потерялось» в аналоговом тракте с самого входа. А такая формулировка, сами понимаете, для «телефонника» приговор…
2. Sennheiser HD 800
Не удалось реабилитироваться Black Cube Linear USB и в тандеме с немецкими телефонами. Живость звучания, деталировка, сцена, - всё это на твёрдую четвёрку, но не больше. Бас не впечатляет ничем. Вдобавок с высокоомными телефонами у усилителя обнаруживается невысокий запас громкости - на супердинамику и не надейтесь. Есть и достоинства: безупречна линейность, информативность, приличная локализация… Но этого мало для победы над настоящими телефонными усилителями.
Приветствую! После покупки наушников стал назревать вопрос о качественном усилении для них и я стал выбирать подходящие варианты, заводские решения отбросил сразу, по причине завышенной цены и достаточно дешевой элементной базы. Выбор пал на DIY варианты. Потом стал необходим предусилитель для усилителя мощности и я принялся за сборку. Мой выбор остановился на клоне Lehmann BCL, оригинальная версия достаточно известна, обладает достойным звуком, большое количество людей на заграничных форумах повторили эту конструкцию. Но усилитель очень чувствителен к качеству элементной базы, поэтому компоненты были использованы самые лучшие, до каких только смог дотянуться. Весь усилитель собран из деталей купленных на ebay. Прошу меня простить, но некоторые фото немного устарели, под ними я напишу что изменилось на сегодняшний день, начнем!
Немного технических характеристик
- Частотный диапазон: 10-35000 Гц
- Входное сопротивление: 47 кОм
- Отношение сигнал/шум: 95 дБ при 0 дБ усилении (Усиление переключается: 0dB +10dB +18dB +20dB)
- Выходная мощность: 200 мВт/300 Ом 400 мВт/60 Ом
- Искажения: <0.001% при 6 мВт на 300 Ом
- Сопротивление наушников: от 32 до 600 Ом
Сборка, настройка
Сначала я купил заводскую плату усилителя, на ebay у Китайцев продаются пачками, свою травить не стал, усилитель очень чувствителен к разводке, и при неправильной топологии платы начинает фонить, а эта плата многослойная, двухсторонняя, с золочением отверстий. Выходные транзисторы отобраны в пары. Конденсаторы Samwha, elna, rubycon, epcos, wima. Использованы резисторы 1% точности. Потенциомер -Японский Alps, выбрал его за то, что он имеет почти идеальный для потенциомеров баланс каналов, расхождение между каналами на слух не различимо, может со временем сменю на DACT, но он будет стоить как половина усилителя:) В качестве сигнального реле в защите используется реле от Takamisawa с позолоченными контактами. Защита обеспечивает как и отключение нагрузки при появлении постоянного напряжения на выходе, так и пяти секундную задержку включения. Защита включена от отдельного стабилизированного источника питания, что исключает ее влияние на питание усилителя и гарантирует работоспособность защиты при поломке питания усилителя. Трансформатор Чешской фирмы Talema. Второй, П образный уже заменен, на качественный в заливке. Операционный усилитель opa 2134, переведен в A класс, нагрузил резисторами, было бы правельней jfet каскадом, но пока так, как будет время и желание, сделаю. Вывел вниз переключение коэффициентов усиления (0dB +10dB +18dB +20dB) можно подогнать четко под свои наушники, чтобы избежать резких и очень плавных добавлений громкости.
На фотографиях еще не подключен линейный выход, он подключается от выхода на наушники, через 48 омные резисторы.
Конструкция обошлась в 12-13 тысяч рублей, это совсем недорого, если сравнивать с заводскими вариантами. Теперь радует меня своим звучанием. Работает с Technics sl-pg480a и sennheiser hd280, наушники в скором времени планирую заменить на что-нибудь по серьезнее. Сейчас работет как усилитель для наушников и как предусилитель для мощника (Если надо, о нем тоже напишу подробнее)
Готовый продукт:)
Если я упустил что-нибудь важное, спрашивайте в комментариях, я дополню статью.
По просьбам комментирующих
Листинги на ebay долго существовать не будут, я указал на ссылках названия, потом можно будет найти в поиске.
UPD: 16.02.2016
Теперь трудится в паре с Maverick Audio D2 + Sennheiser HD650.
С 2011 года усилитель притерпел ряд апгрейдов и доработок:
- Заменена внутренняя разводка питания с китайпровода на ПуГв, сигнальные также были заменены с noname на clotz.
- П-образный трансформатор заменен на трансформатор в заливке, он крепится на монтажную плату прямо за основным тороидальным трансформатором. Печатная плата под трансформатор era 220В первичка, 9В вторичка: pcb_transformer
- Вздулись конденсаторы samwha и были заменены на простые jamicon, может позже заморочусь и поменяю на что-то из audio-grade.
- Поднял ток операционника до 5mA. lovelycubeclassabiasmod
- Поменял RCA разъемы на приличные.
- Упаковал всю проводку усилителя в термостойкую ленту tesa.
- Подключил линейный выход и активно использую усилитель в качестве предусилителя.
- Сменил индикацию с синей на приятную зеленую (глаза стали меньше уставать в ночное время).
В сравнении с Graham Slee Solo усилитель Linear обладал более открытым и живым звучанием, Slee теплее и мощнее. Ни тот ни другой усилитель не утомляли слух, отличие было главным образом в воспроизведении, а не в качестве. Различие между ними состоит в том, как они согласуются с системой.
Введение
Из всех компаний, занимающихся производством аудиоаппаратуры класса hi-fi, Lehmann Audio, возможно, единственная, которая сделала себе имя и, пожалуй, построила весь свой бизнес, став известной благодаря Интернету. Первое произведение компании Lehmann, фонокорректор "Black-Cube" приобрел свою известность, наделав шуму в сети, и благодаря желанию Норберта Леманна предоставить образцы своего товара в Интернет-магазины, такие как TNT, еще в те времена, когда «большие парни» не придавали нам абсолютно никакого значения. Успех был полностью оправданным, поскольку "Black-Cube" зарекомендовал себя как отличный фонокорректор, а благодаря экономии на внешних красивостях и расходах на обычную рекламу, цена его была очень даже привлекательной.
Начинала компания с того, в чем была настоящим профессионалом, а именно с фонокорректоров, и работала с ними до тех пор, пока около трех лет назад не появился усилитель/предусилитель для наушников Black Cube, а совсем недавно свет увидел усилитель мощности под названием Stamp.
Оба этих изделия имеют одинаковый корпус – продолговатая черная коробка с серебристой (или черной) легированной передней панелью. Конечно, эстетика первых Black-Cube совсем незамысловата, хотя в этом я и нахожу их привлекательными, но к качеству сборки не придерешься. Они компактны, а Lehmann предлагает даже набор креплений, с помощью которых можно зафиксировать оба устройства на столе или полке – об этом чуть позже. Оба усилителя представляют собой единый корпус – для Lehmann это первый такой опыт, обычно используется внешний источник питания, и благодаря этому они стали еще удобнее.
На передней панели усилителя Black Cube Linear два выхода на наушники – сзади две пары RCA разъемов – вход и выход, плюс стандартное гнездо IEC для кабеля питания. Единственным регулятором является ручка громкости с потенциометром «ALPS», а дне устройства расположен также двухпозиционный переключатель усиления (0, 10 или 20 дБ).
Заглянув внутрь, мы найдем там характерную для Lehmann аккуратную схему на двусторонних платах и неплохой экранированный блок питания – в этом случае на 30ВА, и, судя по всему это двойное моно. Изготовленные по специальному заказу конденсаторы фирмы Vishay и высококачественные компоненты создают впечатление высокого класса воспроизведения.
Усилитель Stamp даже чуть попроще, имеет всего два фоно входа и две пары 4 мм разъемов для колонок (обратите внимание: не винтовые клеммы, поэтому обязательно нужны тонкие штекеры типа «банан»). На дне два переключателя типа DIP для переключения на биампинг (колонки должны поддерживать биваринг – иметь две пары клемм), добавьте еще гнездо IEC, вот, пожалуй, все.
Stamp представляет собой «цифровой» усилитель с микросхемой ТА 2020 фирмы Tripath и воспроизводит 20 Ватт на 4 Ома, поэтому настоятельно рекомендуются производительные (87 дБ +) колонки. И опять вы будете поражены безукоризненной схемой и аккуратностью, с которой размещены компоненты, трансформатором на 60ВА и 15000 конденсаторами питания, заполняющими практически всю плату.
Использование
Усилитель Linear – это нечто нетипичное. В нем есть один линейный вход и один выход, поэтому работает он как отдельный предусилитель. Также очевидно, что это усилитель для наушников. Честно сказать, этот факт меня немного смутил – на какой рынок он рассчитан? Много ли аудиофилов имеют всего один источник? Почему бы тогда не производить просто усилитель для наушников, чтобы люди могли подсоединять его к своему обычному предусилителю? В этом не было никакого смысла, казалось, что производство нацелено на тех, у кого один источник, и тех, кто при этом пользуется наушниками.
И вдруг до меня дошло. Самой большой группой потребителей этого продукта будут люди, и таких становится все больше и больше, которые в качестве основного источника звука используют компьютер и хотят на своем рабочем месте добиться высокого качества звука. Ага! Норберт Леманн опять впереди планеты всей? Так много людей пользуются высокоскоростным соединением для закачивания музыки, что качество компонентов вниз по цепочке от компьютера становится основной проблемой. Теперь понятно, зачем нужны эти ловко придуманные крепления для стола. Объединение этих двух элементов в одно – именно то, что нужно для этого рынка.
К несчастью, я к этому рынку не отношусь, и мне необходимо несколько входов, поэтому меня нельзя назвать потенциальным покупателем (пока нельзя!), и в моем случае такое объединение в виде предусилителя/усилителя мощности класса hi-fi было полезно только для написания данного обзора.
Что же касается остальной информации по использованию, то сказать тут особо нечего – включаете в сеть, загораются небольшие синие лампочки и готово – все просто.
Звук
Данное устройство подключалось к двум акустическим системам. Первой была моя основная система, источником звука был CD-плеер Opera Droplet (3000 Euro) и колонки Loth-x Polaris (4700 Euro), второй парой колонок стали колонки Trivox Pure S (4500 Euro). Обычно во время демонстраций компания Trivox Pure S использует Stamp, и Норберт рекомендовал мне этот интегральный усилитель, поэтому я мог не беспокоиться о согласовании – всю работу за меня уже сделали.
Конечно же, возник вопрос: как Stamp можно сравнивать с ужасным усилителем T-amp за $30. Будет чудовищно предложить кому-нибудь это маленькое чудо, т. к. у него есть свои слабости. Бас ниже 200 Гц уменьшается, и в звучании появляется определенная бесцветность – нет, оно не становится резким, просто холодным.
Stamp же звучал абсолютно по иному. Сказать честно, я был не готов к такому мощному и «полноценному» звучанию. Оно не было таким теплым как у некоторых ламповых усилителей или усилителя Musical Fidelity класса A 80-х годов, но в нем чувствовалась сила и целенаправленность, чего как раз и не хватает T-amp. Частично причиной этому является схема Tripath, используемая в T-amp (2024), но одного взгляда внутрь эти двух усилителей достаточно, чтобы понять, что мы имеем дело с абсолютно разным качеством конструкции, как компонентов, так и их расположения. Что касается меня, будучи совсем напуганным способностями T-amp по такой цене, я бы просто не смог ужиться с ним и своей полнодиапазонной системой, Linear/Stamp же совсем другое дело…
Возьмите альбом Pretenders под названием "Last of the Independents". Этот весьма недооцененный альбом обладает очень яркой смесью, особенно в первом треке, который начинается с высоких звуков гитары и резкой барабанной дроби, заставляющей вздрогнуть. На некоторых системах я даже пропускаю этот трек или убавляю громкость, настолько неприятным может быть звучание. Усилитель Lehmann сохранил всю его остроту и драйв, но смог пройти по краю комфортности звучания. После этого альбом, кажется, немного смягчается (может, уши привыкают!), и воспроизведение уже выглядит удивительно детальным и открытым, с отличной звуковой сценой. Здесь усилитель четко показывает характерную для Tripath огромную, широкую сцену, а также лучше воспроизводит глубину по сравнению с другими цифровыми усилителями, которые я слушал. Ширина сцены лучше, чем у моих моноблоков 300b SE, а глубина такая же, хотя более «вытравленная». Недостатком такой звуковой сцены является то, что музыка подается не цельно, а разрозненно - Lehmann избегает этого, придавая исполнителям больше твердости, по сравнению с другими цифровыми усилителями, которые я слышал, таким образом, что звучание превращается в единое целое. Эту звуковую сцену нельзя назвать «лучшей» в мире, также как и нет в мире «самого лучшего» вина – это всего лишь одно особенное воспроизведение, одно, которому рад ваш покорный слуга.
Воспроизведение на отлично без выдвигания на передний план мелких незначительных деталей (таких как дыхание и шум механизма саксофона) – вы получаете музыкальность и детальность, но не слышите «чмоканья ее губ», к которому стремятся некоторые усилители, и что зачастую является результатом подчеркивания средних частот за счет тонального баланса и – думаю, музыкальности…
Плотный, упругий бас, но не сухой – как мне и нравится, т.е. разумный компромисс. Слушая некоторые системы, вы можете захотеть большей весомости, но это в такой же степени зависит от согласования системы, как и от личных пристрастий. Определенно 32-футовые органные трубы (16 Гц) в начале саундтрека к фильму «Космическая одиссея 2001» сотрясут всю комнату, а от "American in Paris" Grosse Caisse у вас перехватит дыхание, но это не относится к большинству музыки… Чаще встречается умелая обработка баса как у Level 42, и звуковая атмосфера как в "I Love New York" у Madonna во время уличной сцены.
Динамические характеристики одинаково хорошо проявились с обеими акустическими системами, а поскольку те и другие колонки хорошо контролируются даже на пиках (Loth-x на удивление тоже), это было вполне ожидаемо. Тем не менее, некоторые усилители могут звучать напористо с этими колонками, плюс усилителю Lehmann за то, что его звучание оставалось плавным да же в кульминационных моментах оркестровой и подобной музыки. Мои колонки Transmission-Line, обладающие средней чувствительностью, показали определенную ограниченность, в большой комнате при 20 Ваттах невозможно было достичь предельной громкости, так как звук начинал грубеть – каждый усилитель имеет пределы своих возможностей, и здесь я, видимо, как раз с этим и столкнулся.
Кроме того, обе акустические системы стоили в 10 раз дороже Stamp, и никакой разбалансированности не было, что, конечно же, можно поставить в плюс усилителю.
В итоге (когда цена не имеет значения) звуковая сцена имеет форму "T" – глубина в центре, сцена широко растянута. По сравнению с дорогими усилителями SE в нем нет того шелкового блеска и безмятежного звучания, но по моему опыту могу сказать, что это один из очень немногих транзисторных усилителей, который можно поставить в один ряд с более дорогими, и у которого есть бесспорные преимущества – начальная стоимость, расходы на обслуживание (замена ламп и счета за электроэнергию) и удобство размещения.
Наушники
Я знаю, что проигнорировал тот факт, что Linear в такой же степени усилитель для наушников, как и предусилитель. И опять мне придется сослаться на незнание предмета, я слышал лишь один качественный усилитель для наушников (Graham Slee Solo), и хотя его внешний вид меня очень впечатлил, я не собираюсь говорить, что лучше и быть ничего не может – мне просто не с чем сравнивать. Все, что я могу сказать, так это, что компания Lehmann сделала очень сильный ход, в плане акустики. В сравнении с Solo усилитель Linear обладал более открытым и живым звучанием, Slee теплее и мощнее. Ни тот ни другой усилитель не утомляли слух, отличие было главным образом в воспроизведении, а не в качестве. Различие между ними состоит в том, как они согласуются с системой. У Slee два входа, поэтому можно включить в систему два источника, скажем, CD-плеер и фонокорректор напрямую к Solo. Или можно использовать один вход с предусилителя, а другой с прямого источника и т.д. Linear, конечно же, также является предусилителем, но из-за одного входа он менее привлекателен – если у вас больше, чем один источник, то Вам нужен отдельный предусилитель, таким образом «встроенный» предусилитель становится бесполезным.
Заключение
Я искренне могу порекомендовать Stamp. Если для комнаты правильно подобраны колонки, то этот усилитель даст настоящий hi-fi звук, также в нем возможен биваринг, что позволяет его модернизировать и увеличивает мощность. Он небольшой, аккуратный, скромный, но сделан хорошо. Также цена не настолько высока за то качество, которое вы получаете. И, наконец, это один из тех компонентов, которые я могу рекомендовать с закрытыми глазами, поскольку он прост в использовании и обладает скорее покладистым, чем тяжелым характером.
Linear я нахожу крайне неудачным. Почему? Потому что, на мой взгляд, это очень мощный предусилитель, но единственный вход – его слабое место. Да, вход на наушники сможет справиться с самыми лучшими наушниками, но большинство людей (включая и меня), читая об одном единственном входе, сразу же спишут этот усилитель со счетов. Если в вашей системе один источник, я уже говорил, таки люди есть, то этот усилитель будет отличным выбором, но в будущем он ограничит ваши возможности. НО (знаю из личного с ним разговора) с точки зрения Норберта это главным образом усилитель для наушников, а поскольку это не так уж и трудно было реализовать, к тому же в корпусе было свободное место, он добавил один линейный вход. Поэтому, думаю, не совсем справедливо с моей стороны обращать столько внимания на этот единственный вход, но причиной моих разочарований стало то, что этот чертов предуситель настолько хорош!
Но (еще раз) я уже вижу кучу писем со словами «будущее за компьютерной музыкой», да, вы, конечно же, правы. Пропускная способность растет с каждым днем, так почему не предположить, что качество загружаемой музыки будет лучше CD, и, определенно, в компьютерах будут CD/DVD приводы.
Ну вот, Linear выставил на показ мое невежество относительно развития воспроизведения музыки – мне нужно срочно пройти интенсивный курс обучения по USB ЦАП-ам, соответствующим звуковым картам, ноутбукам класса High End, записывающему ПО и так далее. Поэтому, слегка смущенный своей необразованностью, следующее мое путешествие в мир HiFi я посвящу исследованию возможностей воспроизведения стерео на компьютерах последнего поколения.
А теперь действительно хорошая новость – Норберт Леманн сказал мне, что следующим его творением будет предусилитель с несколькими входами, и давно пора!
Приветствую! После покупки наушников стал назревать вопрос о качественном усилении для них и я стал выбирать подходящие варианты, заводские решения отбросил сразу, по причине завышенной цены и достаточно дешевой элементной базы. Выбор пал на DIY варианты. Потом стал необходим предусилитель для усилителя мощности и я принялся за сборку. Мой выбор остановился на клоне Lehmann BCL, оригинальная версия достаточно известна, обладает достойным звуком, большое количество людей на заграничных форумах повторили эту конструкцию. Но усилитель очень чувствителен к качеству элементной базы, поэтому компоненты были использованы самые лучшие, до каких только смог дотянуться. Весь усилитель собран из деталей купленных на ebay. Прошу меня простить, но некоторые фото немного устарели, под ними я напишу что изменилось на сегодняшний день, начнем!
Немного технических характеристик
- Частотный диапазон: 10-35000 Гц
- Входное сопротивление: 47 кОм
- Отношение сигнал/шум: 95 дБ при 0 дБ усилении (Усиление переключается: 0dB +10dB +18dB +20dB)
- Выходная мощность: 200 мВт/300 Ом 400 мВт/60 Ом
- Искажения: <0.001% при 6 мВт на 300 Ом
- Сопротивление наушников: от 32 до 600 Ом
Сборка, настройка
Сначала я купил заводскую плату усилителя, на ebay у Китайцев продаются пачками, свою травить не стал, усилитель очень чувствителен к разводке, и при неправильной топологии платы начинает фонить, а эта плата многослойная, двухсторонняя, с золочением отверстий. Выходные транзисторы отобраны в пары. Конденсаторы Samwha, elna, rubycon, epcos, wima. Использованы резисторы 1% точности. Потенциомер -Японский Alps, выбрал его за то, что он имеет почти идеальный для потенциомеров баланс каналов, расхождение между каналами на слух не различимо, может со временем сменю на DACT, но он будет стоить как половина усилителя:) В качестве сигнального реле в защите используется реле от Takamisawa с позолоченными контактами. Защита обеспечивает как и отключение нагрузки при появлении постоянного напряжения на выходе, так и пяти секундную задержку включения. Защита включена от отдельного стабилизированного источника питания, что исключает ее влияние на питание усилителя и гарантирует работоспособность защиты при поломке питания усилителя. Трансформатор Чешской фирмы Talema. Второй, П образный уже заменен, на качественный в заливке. Операционный усилитель opa 2134, переведен в A класс, нагрузил резисторами, было бы правельней jfet каскадом, но пока так, как будет время и желание, сделаю. Вывел вниз переключение коэффициентов усиления (0dB +10dB +18dB +20dB) можно подогнать четко под свои наушники, чтобы избежать резких и очень плавных добавлений громкости.
На фотографиях еще не подключен линейный выход, он подключается от выхода на наушники, через 48 омные резисторы.
Конструкция обошлась в 12-13 тысяч рублей, это совсем недорого, если сравнивать с заводскими вариантами. Теперь радует меня своим звучанием. Работает с Technics sl-pg480a и sennheiser hd280, наушники в скором времени планирую заменить на что-нибудь по серьезнее. Сейчас работет как усилитель для наушников и как предусилитель для мощника (Если надо, о нем тоже напишу подробнее)
Готовый продукт:)
Если я упустил что-нибудь важное, спрашивайте в комментариях, я дополню статью.
По просьбам комментирующих
Листинги на ebay долго существовать не будут, я указал на ссылках названия, потом можно будет найти в поиске.
UPD: 16.02.2016
Теперь трудится в паре с Maverick Audio D2 + Sennheiser HD650.
С 2011 года усилитель притерпел ряд апгрейдов и доработок:
- Заменена внутренняя разводка питания с китайпровода на ПуГв, сигнальные также были заменены с noname на clotz.
- П-образный трансформатор заменен на трансформатор в заливке, он крепится на монтажную плату прямо за основным тороидальным трансформатором. Печатная плата под трансформатор era 220В первичка, 9В вторичка: pcb_transformer
- Вздулись конденсаторы samwha и были заменены на простые jamicon, может позже заморочусь и поменяю на что-то из audio-grade.
- Поднял ток операционника до 5mA. lovelycubeclassabiasmod
- Поменял RCA разъемы на приличные.
- Упаковал всю проводку усилителя в термостойкую ленту tesa.
- Подключил линейный выход и активно использую усилитель в качестве предусилителя.
- Сменил индикацию с синей на приятную зеленую (глаза стали меньше уставать в ночное время).